Уважаемые коллеги, предлагайте свои приемы и методы оценивания учащихся на уроках ОРКСЭ.
top of page

МБОУ Игринская СОШ №3
Размышляя над вопросом оценивания на уроках ОРКСЭ, мы придерживаемся общепринятых рекомендаций безотметочного оценивания. Плюсы в данном оценивании в том, что снимается боязнь неправильного ответа и получение плохой отметки учеником Также развивает навыки самооценки, ответственности, самостоятельности у учеников. С другой стороны минус в таком обучении – низкая мотивация учащихся на уроке. Поэтому встает вопрос, если оценивать ученика, то по какой шкале? Наша точка зрения, что оценивание на уроке происходит и учителем, и учеником. На первом же уроке обговаривается шкала оценивания, создается лист оценивания для учителя и лист самооценки ученика.
Учитель заносит свою оценку в свой лист оценивания:
Таким образом, в конце каждого урока ученик может увидеть и оценить степень личного участи в изучении темы, это и будет мотивировать ученика, будет способствовать развитию познавательной активности.
В завершении курса ОРКСЭ школьники защищают творческие проекты (индивидуальные или групповые), где главным этапом является публичная защита проекта.
Такая работа позволит оценить уровень знаний и результаты развития личностных качеств каждого ученика.
Мы убеждены в том, что система оценивания должна быть ориентирована на успех и повышение мотивации учеников.
Кусакина Т. В., учитель обществознания
МОУ Какможская СОШ Вавожского района
Наиболее эффективные приёмы в разработках.
Разбор ситуаций на уроке ОРКСЭ может осуществляться путем использования разнообразных приемов.
К примеру, работая с книгой, на одном учебном занятии сочетают составление конспекта и чтение вслух, а на другом уроке к тексту подбирают цитаты, рисунки и составляют логическую схему. Составляя ее, ребята пользуются объяснительно-иллюстративными методами. Педагог в процессе знакомства воспитанников с новым учебным материалом предлагает им самостоятельную работу, работу в парах и в группах (Селивёрстовой Е.В. Дебёсский р-он), составление тонких и толстых вопросов по теме («Добро и зло» МКОУ Гимназия №6).
Педагогические методические приемы реализуются при обеспечении учебного процесса необходимыми материальными средствами. Для лабораторного приема потребуется оборудование, для компьютерных технологий – персональный компьютер. Что не всегда доступно в сельских школах.
Средствами обучения являются материальные объекты, которые необходимы для поддержки учебного процесса. Именно они становятся основным инструментом в работе современного учителя. Но даже не всегда имея этот инструментарий учителя удивляют своими умениями заинтересовать детей темой занятия. При этом используется и самостоятельное изучение дополнительного материала дома (как в занятии «Религия и мораль»)
Во многих конспектах предложенных уроков вариантом объяснения является рассуждение и вызов детей на дискуссию по заданному вопросу или темы в целом. Обычно этот прием при объяснении нового изучаемого материала начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений. С помощью рассуждения разъясняются отдельные положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям. Этот прием при решении поставленных задач помогает разобраться в предложенной ситуации, установить суть дела и дать верное пояснение.
Очень приветствуется и нравится детям, когда учитель использует демонстрационный метод – это презентации, видеоролики, работа с толковым словарём (как на уроке «Заповеди»(п.Игра), «Православная семья» (МКОУ Железнодорожная СОШ), «Религия и мораль» Селивёрстовой Е.В., «Добро и зло» (Гимназии №6) и другие).
Особо хочется отметить разработку учителей г.Глазова «СОШ №17» «Поиски семейных ценностей» - дети среднего возраста любят неординарные ситуации при изучении материала , а здесь использована игра, смена действий и знание своей семьи. Что не даёт упасть интересу, так это мне кажется получение помощи в затруднительной ситуации. Это является стимулом к дальнейшим действиям детей и получению дифференцированного домашнего задания к уроку.
Вывод: любой приём можно считать эффективным, если достигнута цель, поставленная на уроке, а об этом можно судить, только увидев урок вживую. Так как даже по представленному конспекту разные учителя получать непохожие результаты. Наверное к этому мы и стремимся.
Лист оценивания
bottom of page
У нас с вами осуществляется личностный подход, команда- это один из видов временного коллектива,но могут быть в классе,как правильно заметила коллега, дети с своими особенностями,к таким можно подобрать индивидуальные задания, "обратив" их в роль "наблюдателя", "корреспондета,освещающего события на уроке" т.п.
да, согласна, что таблица роста даёт результат. но как быть с теми кто в группе не может себя проявить, в меру своей медлительности или другой особенности взаимодействия.
Мы можем при организации оценивания разделить класс на временные команды, у каждой из которых будет собственная задача,скажем на неделю или на месяц: "руководители", "эксперты", "творцы", "идейные вдохновители" . "хранители времени" и т.п. И у каждой команды есть собственные понятные для всех критерии. И каждый день заполняется "Таблица роста", в которой отмечаются успехи каждого.
Можно накопительно использовать таблицу. Когда один человек отслеживает кто и какие предложения внёс в общее обсуждение. Например: сегодня он был "руководителем" группы, а завтра он просто следит за временем, но всё это заносится в таблицу. Таким образом выявляется пассивность или активность ребёнка. А если это пассивность регулярно, стоит задуматься и учителю и родителям.
Согласна с тем мнением, что в группе ребята могут раскрыть свои возможности по взаимооцениванию, по коммуникативности друг с другом. Но работа каждого члена группы оценивается часто односторонне. Дети в ходе рассуждений не контролируют кто высказывался много, а кто мало, кто внёс больший вклад в раскрытие вопроса. Бывает, что оценивают друг друга "как обычно" или кто как учится. Но я не утверждаю, что это во всех классах можно увидеть, но согласитесь, бывает и "пожалеют".
В ходе групповой работы каждый учащийся оценивает не только соседа по группе, но выполняет самооценку. При демонстрации мини- проекта учащимся одноклассники могут оценить его работу по критериям,написанным у них в тетради.
Уважаемые коллеги, приношу извинения, за то что поздно участвую в обсуждении, из за технических неполадок не могла зайти на сайт.
Спасибо Ольге Кузьминой за то, что она поделилась своим опытом по данной теме. Я также согласна с точкой зрения Татьяны Валентиновны, т. к. весьма трудно при устном опросе оценить весь класс и всех спросить. Я думаю, когда мы хотим охватить весь класс. то здесь более эффективным является метод проектов и групповая работа.
Я веду уроки обществознания в 5 классе, где темы ОРКСЭ только частично продолжаются в темах предмета, поэтому не могу в полной мере судить об оценивании знаний ОРКСЭ в курсе обществознания.
Уважаемые коллеги, не путаем оценивание с отметками, т.к. курс ОРКСЭ безотметочный, а вот какие приемы оценивания вы применяете - это и интересно.
После подробных объяснений стала более понятна ваша система оценивания. Но не получается ли что некоторые ребята и за три недели (исходя из того, что урок 1 раз в неделю) не могут набрать необходимое количество баллов для получения оценки.
Спасибо, Ольга Александровна, коллеги , присоединяемся к обсуждению вопроса.
Например, урок "Молитва". На уроке я могу спросить еще до ознакомления с текстом пособия "Какая молитва у христиан самая главная?" Обязательно кто-нибудь из учеников вспомнит, что называется "Отче наш". Похвалю, поставлю балл. Я предложу прочитать молитву наизусть, в подавляющем большинстве случаев доброволец найдется. Могу 1-2 балла поставить в зависимости от качества. Затем я спрошу, как они понимают слова молитвы. Найдутся ученики, которые вступят в дискуссию и докопаются до сути (по крайней мере будут мотивированы на изучение темы). Снова 1-2 балла. Уже на следующем уроке я могу провести проверочную работу по вопросам "Какие виды молитв бывают у православных христиан? Как называется главная молитва христиан?" (зафиксировано на доске). Ребятам раздаю маленькие листочки (от старых тетрадок бывших учеников - безотходное производство), времени даю 2-5 минут, собираю, вместе выясняем правильные ответы, затем переходим к новой теме. На следующем уроке оглашаю результаты в баллах. В данном случае - до 4 баллов: 3 вида молитв + "Отче наш". И так практически на каждом уроке.
Ольга Александровна, Вы можете опубликовать или послать некоторые примеры проверочных работ по урокам. И еще параметр "активность на уроке", подробно в чем она должна выражаться.
За активность на уроке - 1 балл, если уж очень хочется поощрить - 2 балла. За домашнюю работу - так же 1-2 балла. Провожу проверочные работы, например, проверяю знание 10 заповедей, также заповеди блаженств. Сколько напишут правильно, столько баллов и ставлю. В олимпиадах по тому же принципу, сколько баллов заработаю, столько и ставлю. Творческие работы и проекты оцениваем по критериям, которые сами с ребятами вырабатываем, чтобы они понимали, за что получают баллы. За каждый критерий баллы выставляем всем классом с общего согласия, если есть разногласия - путем голосования поднятием рук. Общие итоги ребятам сообщаются два раза в год, в конце первого полугодия и ближе к концу учебного года.
Ольга Александровна, не могли бы Вы конкретно( по баллам ) расписать свою систему рейтинга.
Считаю действенной рейтинговую систему оценивания. Я ставлю баллы за любую активность на уроке, за выполнение домашнего задания, за участие в конкурсах и олимпиадах, за выполнение проектов. В конце года считаю баллы каждого ученика и лидерам рейтинга дарю книги, как правило энциклопедии исторического и обществоведческого содержания, чтобы в будущем на моих же уроках пригодилось. Остальным дарю мелкие призы, чтобы было не обидно. Конечно, для учителя это очень затратно, зато эффективно. Дети долго и с любовью вспоминают курс ОРКСЭ, возможно, на всю жизнь.